Мы туристам покажем

всё, что летает!

22 ноября в Жуковском состоялось уникальное для города мероприятие — расширенное выездное заседание Комитета по делам молодёжи, спорта и туризма Московской областной Думы по теме развития инфраструктуры туризма.
В розовой гостиной Дворца культуры собрались: глава города Андрей Войтюк, его первый зам Юрий Прохоров, председатель Комитета Мособлдумы Игорь Чистюхин, депутаты Мособлдумы Александр Аниканов и Олег Емельянов, специалисты из правительства Московской области, сотрудники музеев Жуковского, Раменского, Бронниц, Лыткарино и Малаховки, представители бизнес-сообществ, включая Жуковский Союз предпринимателей и Торгово-промышленную палату, работники культуры, а также представители общественных организаций. Произошел действительно интересный и обстоятельный диалог. Обозначились шаги, направленные на оживление сферы туризма, в частности, была озвучена идея создания региональной Ассоциации внутреннего и въездного туризма.
Собравшиеся сошлись во мнении, что у юго-восточной части Подмосковья, от столицы до Коломны, имеется большой потенциал к росту туристического потока, но, к сожалению, этими возможностями не удается воспользоваться. Особо подчёркивалось, что на федеральном и областном уровнях к проблемам туристической отрасли относятся с вниманием. По всей вероятности, пробуксовка происходит именно на местах.

Московская область является одним из самых перспективных российских регионов в сфере развития туризма. По оценкам экспертов, туристский потенциал Подмосковья составляет сегодня не менее 20% всех туристских ресурсов России: более 44 тыс. км зоны отдыха и туризма, более 6400 объектов исторического и культурного наследия, 22 исторических поселения (20 — областного значения и 2 — федерального), 83 музея (12 областных, 67 муниципальных, 4 федеральных), более 13 горнолыжных комплексов, один государственный биосферный заповедник, один национальный парк, 160 государственных природных заказников и 80 памятников природы.

«Однако, — сказал на заседании председатель Комитета Мособлдумы по делам молодёжи, спорта и туризма Игорь Чистюхин, — несмотря на весь этот громаднейший туристский потенциал, на пути развития этой отрасли стоит сегодня множество проблем».
Среди них — низкая заработная плата работников подмосковных музеев, культурно-исторических комплексов, отсутствие своевременного ремонта. «Нам нужно заниматься и развитием гостиничных сетей, и строительством необходимой инфраструктуры, — отметил Игорь Чистюхин. — При этом приходится констатировать тот факт, что посыл губернатора о создании условий для прихода инвесторов пока ещё воспринят не всеми, и далеко не во всех муниципалитетах начата необходимая работа. Поэтому наш Комитет вышел с инициативой к городским властям — провести в следующем году в Жуковском региональный экономический форум «Бренды и образы городов Подмосковья», который станет своеобразной площадкой для демонстрации туристского потенциала Подмосковья и широких инвестиционных перспектив в сфере внутреннего и въездного туризма. Помимо этого, в течение следующего года Комитет будет проводить семинары на тему туризма. Кроме того, Московскую область ждёт серия мастер-классов для представителей предприятий малого и среднего бизнеса, работающих в сфере туризма. Не исключено, что пройдут они на территории нашего города в Международном институте менеджмента ЛИНК».
"Уж нашему-то городу массовый турист не «светит», — вероятно, подумает читатель. И зря, считает заместитель директора Жуковского городского музея Эдуард Семёнов, получивший на расширенном заседании награду от Московской областной Думы — Диплом за вклад в развитие туристской индустрии Московской области.

Эдуард Семёнов:
- Как разработчик муниципальной программы по развитию туризма в городе Жуковском в 2004-2007 гг. я с полной ответственностью заявляю: наш город имеет хорошую перспективу по привлечению гостей и туристов. Но для этого нужно раскрыть потенциал нашего города, и, может быть, не только как авиаграда; ведь Жуковский находится на перекрёстке всех возможных путей из Москвы — автомобильного, железнодорожного, воздушного и речного. Есть на что опереться в истории города, насыщенной событиями и делами знаменитых людей. Но пока мы топчемся на месте. Недавно нашему городу подарили бюст Сикорского. Глава вынес на обсуждение Общественного совета вопрос о месте установке этого бюста. Вопрос освещался по радио, на телевидении, в прессе. Называлась даже дата установки, но… памятник не появился. Почему? Потому что общественное мнение склонилось к тому, что сначала в городе должны появиться бюсты наших конструкторов – Туполева, Мясищева, Тихомирова...
Здесь надо менять подходы: у нас должны стоять памятники всем великим покорителям неба, а для создания особой «воздухоплавательной» атмосферы — и сказочным героям тоже. Давайте вспомним, кто и как у нас летал по воздуху. Начнём с ковра-самолёта — предлагаю всем вместе продолжить список.
Особый настрой создают не только памятники, но и названия магазинов, кафе и гостиниц. Сколько у нас в городе есть подобных мест? Два торговых центра — «Авиатор» и «Навигатор», два кафе — «Глиссада» и «Братья Райт», один отель с историческим названием — «Фон Мекк». Очень мало! И никак не обыграно побратимство нашего города с французским Ля Бурже и китайским Чжухаем.

Вдохновившись услышанным на заседании, редакция "Делового" решила отметить 95-летний юбилей ЦАГИ посещением музея института и написать об этом статью. В течение пяти дней мы пытались дозвониться до ответственных лиц, которые принимают решения о допуске на территорию и в музей. Увы, безрезультатно! Возникает резонный вопрос: как же в таких условиях «раскрывать потенциал», если «граница на замке»?

- Наблюдается дефицит внимания к отрасли. А ведь это работа, в первую очередь, для самих местных властей — сформулировать планы перспективного развития городских территорий с туристической точки зрения. В частности, было бы хорошо, если бы обрела жизнь предусмотренная решением Совета депутатов еще в 2009 году комиссия по рассмотрению предложений об установке в городе памятных знаков. У этой комиссии достаточно полномочий для формирования единого культурного облика нашего города.
Формула успеха понятна: руководящая и направляющая роль администрации, подключение профильных учреждений (музеев), градообразующих предприятий, коммерческих организаций и общественных структур (к счастью, они у нас активны во всех отношениях). Только объединением всех заинтересованных сторон на одной площадке можно добиться результата.

Артём ВЕЗДЕХОДОВ