ЛИИ имени Гро­мова: по­лёт дли­ной в 70 лет

В одном из прошлых но­ме­ров мы опу­бли­ко­вали отчёт с пресс-кон­фе­ре­нции, устроен­ной для пред­ста­ви­те­лей жу­ков­ских СМИ ди­рек­цией ОАО «Авиа­салон». В ма­териале был отра­жён тот факт, что пред­стоя­щий, кста­ти — де­сятый по счёту, МАКС сов­па­дает с не­ма­лым чис­лом круг­лых дат в сфере рос­сий­ской авиа­ции и кос­мо­нав­ти­ки — на­при­мер, таких, как 50-летие полё­та Юрия Га­га­рина в космос, 100-летие ави­ацион­ной про­мыш­лен­нос­ти Рос­сии и 75-летие пе­ре­лёта че­рез Се­верный полюс Валерия Чкалова. Впрочём, даже и это ещё не всё: в текущем году наше огромное градо­обра­зую­щее пред­при­ятие — Лётно-ис­сле­до­ва­тельский ин­ститут имени Ми­хаила Михайловича Громова — отмечает свой 70-летний юбилей. Чтобы придать этой зна­мена­тельной и для города Жуков­ского, и для всей России в целом дате широкую извест­ность, 4 марта дирек­ция инсти­тута пригласила на встречу как местных, так и столичных журналистов. В программу посе­щения пред­ставите­лями масс-медиа Лётно-иссле­дова­тель­ского инсти­тута вошли целых три экскурсии — в музей истории ЛИИ им. Громова, на борт лета­ющей лаборатории, со­зданной на базе самолёта Ил-76ЛЛ и в центр физио­логи­ческих ис­следова­ний с демон­страцией полностью имитирующей пребывание лётчика в воздушном простран­стве уникаль­нейшей центрифуги. После этого со­стоялась пресс-кон­ференция. В состав её президиума вошли первые лица ЛИИ им. Громова: начальник инсти­тута Павел Власов, его первый заместитель Сергей Ангельчук, первый зам по науке Владислав Цыплаков, зам по лётным испытаниям Сергей Тресвятский и др.
Директор ЛИИ им. Громова Павел Власов:
– Парал­лельно с раз­витием нашего Института рос и наш город — рос именно как центр отечест­венной авиа­ционной науки. Испы­тания многих из тех крылатых машин, что стоят сегод­ня на защите границ нашей Родины и задействованы в перевозке людей, грузов, проводились на базе ЛИИ. Главным итогом прошедших 70 лет лично я считаю то, что во многом благодаря именно Инсти­туту в нашей стране существуют уникальные знания в области иссле­дования лётных испытаний.
Изначально заложенные в ЛИИ функ­ции сохраняются и по сей день. К ним относится, во-первых, на­уч­но-тех­ническое сопро­вождение всех образцов ави­ационной техники. На сегодняшний день в нашей стране нет ни одного летательного аппарата, в со­здании которого не при­нимал бы участия Институт. Речь идёт, конечно, не о первых штрихах чертежей, а о том периоде, на который образец поступает к нам с завода. Вторая по важности функция ЛИИ — это оценка соответствия заложенного в каждый конкретный летательный аппарат конструк­тором потенциала тому, что в резуль­тате получилось. Ещё одна функция — это обеспечение безопасности испытаний. И плюс ко всему — это ещё и научно-ме­тодическое обеспечение и государственное урегули­рование в области экспе­римен­тальной авиации. Казалось бы – сухая фраза. Но за ней стоит то, что все образцы лета­тельных аппаратов, находящиеся в различных конструкторских бюро (КБ), — это и есть наша экспери­ментальная авиация, а определение тех документов, которыми должны руко­водство­ваться её разработчики, — это задача ЛИИ. Ну и, наконец, что касается нашей технологической базы. Это ведь не просто крупнейшая в Европе взлётно-посадочная полоса, длина которой составляет 5400 метров. Это — огромная инфраструктура, обеспечивающая не только выполнение полётов, но ещё и их подготовку.
Глав­ной за­да­чей Ин­сти­ту­та на се­год­няш­ний день яв­ляет­ся внед­рение в нашу авиа­цион­ную отрасль новых тех­нологий – ес­тествен­но, после их над­лежащей проверки. Новые системы, устройства, алгоритмы и проч. должны будут дойти до всех КБ. Внед­ре­ние ин­но­ва­ций на­прав­лено, в частнос­ти, на уве­ли­чение про­пускной спо­соб­ности пассажирских рей­сов, а также на повы­шение уровня безопасности. Первичная отработка этих задач проходит как раз таки на летающих лабораториях.
Добавлю к сказан­ному то, что мы активно по­могаем и готовы к дальнейшей помощи различным КБ, а также к со­труд­ничест­ву с зару­бежными партнёрами. Крайняя по счёту наша работа в данной сфере — это создание летающей лаборатории совместно с Индией, которая стремится занять в авиастроении одно из лидирующих мест в мире. И ещё. Как все вы, наверное, прекрасно знаете, есть указ президента об акционировании ЛИИ и о его вхождении в Объединённую авиастроительную корпорацию (ОАК). С одной стороны, это стало поводом для самых разных суждений, а с другой — тот факт, что российские железные дороги, вот уже несколько лет объединённые в единое акционерное общество, сегодня уже никого не пугает. В любом случае, опыт, который накапливается в сводах нашего Института, должен транслироваться вовне. В реплике директора ЛИИ им. Громова нашли отражение и такие аспекты, как деятельность Института в эпоху глобализации, его вхождение в Национальный центр авиастроения (НЦА), уже принесший экономические всходы, а также и тот, что загрузка лиёвского аэродрома в свободное от испытательных полётов время аэропортовой деятельностью (читай — грузовыми коммерческими рейсами) принесёт Институту немалую прибыль. Разумеется, от представителей прессы последовали вопросы. В том числе — об упавшем рейтинге всей нашей авиации в целом и ЛИИ им.Громова как её неотъемлемой части. И другой — ещё более актуальный — о том, какое будущее с наибольшей вероятностью может ожидать ЛИИ: как центра авиационной науки или же как перевалочного пункта для перевозки торговых грузов.
В заключение необходимо сказать следующее. Какие бы громкие поздравления ни прозвучали по случаю 70-летия такого колосса, как ЛИИ им. М.М.Громова, нельзя забывать о том, что, в сущности, ещё ведь не так давно — в середине 1980-х годов — на территории Института проводилось до 18 тысяч(!) испытательных полётов в год. Причём, что самое главное, небо не остывало во имя отечественной авиационной науки. Ну а что же касается сегодняшнего числа полётов, то говорить о нём в сравнении с прежним можно, наверное, лишь опустив глаза. И это — учитывая то, что вот уже который год ЛИИ ведёт совместные проекты. (И уже совсем другое дело, что это — тотальное бедствие всех постперестроечных лет.) Так что в преддверии этого поистине величественного юбилея нам всё-таки стоит чётко отделять друг от друга два таких понятия, как славное прошлое и настоящее — каким бы оно ни являлось. Хотя ответы на самые болезненные вопросы прессы дирекция ЛИИ давала весьма обнадёживающие.

Олег БОГАЧЁВ